Представьте: Нью-Йорк 80-х, дождь стучит по грязным крышам, а по переулкам шагает мужик в потрёпанном пальто и маске, которая словно сошла с учебника по психологии. Это не супергерой — скорее, упрямец, который решил, что мир чёрно-белый, а все оттенки серого просто выдумали трусы. Знакомьтесь — Уолтер Ковач, он же Роршах, персонаж из комикса «Хранители». Тот, кто даже на кофе смотрит как на повод для моральной дискуссии.
Маска? Нет, это он сам
Вот честно: его маска — это же чистой воды абсурд. Ткань с плавающими пятнами, которую даже стирать бессмысленно — узоры каждый день новые. Но для Уолтера это не просто тряпка на лице. Это как дневник его души — сегодня пятна сложились в лицо предателя, завтра в оскал убийцы. А ещё это удобно: можно не бриться, не улыбаться и вообще делать вид, что лицо — это не про тебя.
Между прочим, маску-то сделал Доктор Манхэттен — парень, который умеет двигать молекулы. Но, похоже, он даже не догадывался, что Ковач превратит технологичное полотно в символ упрямства.
«Герой» вне закона: когда тебя разыскивают те, кого ты защищал
В мире «Хранителей» супергерои — уже не в моде. Власти сказали: «Хватит сражаться в масках!». Все послушались. Кроме Роршаха. Ну не может он иначе — для него это как попросить дышать через раз.
— Полиция висит на хвосте? Пусть. Он всё равно полезет в подворотню, чтобы отмутузить педофила.
— Газеты называют его психопатом? Зато он знает, что прав. Всегда.
— Мир говорит «компромисс»? Он слышит «предательство».
И вот что смешно: чем больше он борется с преступностью, тем сильнее сам становится на неё похож. Но Уолтер, кажется, этого даже не замечает. Или делает вид.
Создатели придумали его, чтобы мы чесали затылок
Алан Мур, автор комикса, всегда любил задавать неудобные вопросы. Вот и Роршах — такой вопрос в кожаной шляпе. Не герой и не злодей, а упрямый пёс, который кусает всех подряд, потому что чует ложь за версту. Художник Дэйв Гиббсон рисовал его угловатым, как гвоздь — ни одной плавной линии. Даже плащ у него колючий, будто сделан из шипов. А цвета? Спасибо Джону Хиггинсу — он раскрасил мир Роршаха в грязные жёлтые тона, словно улицы города пропитаны никотином.
Зачем он нам? Чтобы будильник звонил в мозгах
Роршах — как тот родственник на празднике, который всегда портит всем настроение правдой. Его ненавидят, им восхищаются, о нём спорят. Кто-то кричит: «Да он фашист!», а другой шепчет: «Наконец-то честный человек». И все правы.
Он напоминает, что мир — не только про «ну ладно, сойдёт». Иногда это про «нет, так не пойдёт». Даже если за это придётся стать изгоем. Даже если твоя маска — единственное, что останется после тебя.
В конце концов, Роршах — это же про нас. Ну, знаете, когда видишь подлость и хочешь заорать: «Да как вы вообще так можете?!». Вот и Уолтер Ковач не молчит. И, чёрт возьми, от этого мурашки по коже. Потому что легко судить его, пока сам сидишь на диване. А он-то вышел в дождь сражаться с ветряными мельницами, которые почему-то пахнут кровью.
Так кто он? Может, мы все — те самые чернильные пятна на его маске. И каждый видит в них то, что боится признать в себе.